Любовная топонимика Санкт-Петербурга

Друзья, настало время нам вновь поговорить о грифонах. Грифоны - это мифологические крылатые существа, с туловищем льва и головой орла, а иногда и льва, которые часто помогают влюблённым.

Мы уже с Вами познакомились с петербургскими грифонами. Вы уже знаете о Башне на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. В этой башне загадочные грифоны берегут от посторонних глаз тайные формулы алхимии, которые, возможно, были открыты знаменитым петербургским аптекарем доктором Пелем... Но в Петербурге есть и другие места, где влюблённые могут встретиться с настоящими грифонами. На Васильевском острове совсем недалеко от аптеки доктора Пеля, напротив Академии художеств на самом спуске к Неве возле знаменитых сфинксов, уже много лет живёт пара очаровательных грифонов. Впервые грифоны, как украшения гранитной скамьи у самой Невы, были созданы скульптором П. П. Годе (Геде) в 1834 году. В том же году эти грифоны были отлиты из бронзы на Колпинском заводе. Вскоре грифоны стали маленькими, но надёжными охранниками не только небольшой пристани у Академии художеств, но и всего Санкт-Петербурга. Грифоны выполнены не целиком, из скамьи выступают только голова, грудь, передние лапы и крылья. Их тело как будто спрятано в холодном граните. Несмотря на грозный взгляд и распахнутую пасть, в которой видны клыки, вид у грифонов невероятно добродушный.

В отличие от неприступных высоких сфинксов, подойти и погладить маленьких грифонов может каждый. Видимо поэтому городской фольклор приписывает им умение исполнять самые заветные желания. Головы грифонов ярко блестят на солнце в хорошую погоду. Ведь они отполированы руками тех, кто верит в их могущество и нежно гладит по бронзовой щетине. Конечно, больше всего грифоны благосклонны к влюблённым, а самое лучше время для задушевной беседы с этими милыми существами — это период белых ночей. Многие счастливые пары сидели на гранитной скамейке, рассказывая грифонам свои сокровенные тайны и доверяя им исполнение своих самых заветных желаний. Спустя некоторое время после торжественного бракосочетания, уже семейные пары отправляются именно к этим грифонам, чтобы сфотографироваться на память и выпить бокал сладкого шампанского за настоящую любовь. Молодожёны и после свадьбы не редко навещает грифонов, чтобы рассказать о своей семейной жизни и поблагодарить за чудесные минуты свиданий. Эту пару грифонов напротив Академии художеств можно смело назвать соавторами многих картин, мелодий и стихов. К художникам, музыкантам и поэтам в этом месте постоянно приходит вдохновение, иными словами, является муза, и они создают великолепные произведения искусства. А, может быть, вместо муз и крылатых пегасов в этой точке планеты к творческим людям приходят самые настоящие грифоны и вдохновляют лучше всякой музы?

Грифоны в Санкт-Петербурге

Грифоны в Санкт-Петербурге

Изображение: Яндекс Картинки

Удивительно, что свои знаменитые стихи о полях Украины и о могучем Днепре написаны украинским поэтом Тарасом Шевченко именно на этой гранитной скамье с грифонами. Говорят, что бронзовые грифоны чудесным образом всякий раз переносили Шевченко на Украину, где он писал свои стихи, а потом незаметно для других, вновь доставляли его обратно на берег Невы. Вполне, возможно, такое мистическое явление и происходило в жизни поэта на самом деле, но, также вероятно, что всё было гораздо проще: грифоны дарили поэту силу вдохновения, а он сам в своих мыслях легко преодолевал пределы времени и пространства. Но жизнь самих грифонов на спуске к Неве была довольно тревожной и неспокойной. В тот же год, когда грифоны появились на указанном месте, между скульптором Годе и городскими властями возникла судебная тяжба. В архивах было найдено дело 1834 года за номером 1420 «О претензиях бронзовых дел мастера Годе относительно изготовленных им канделябр и грифов для Невской гранитной набережной». Скорее всего, мастер и городское начальство не сошлись в цене и скульптор обратился в суд. Конечно, сам автор считал свои изваяния бесценными, а городское начальство прозаично отстаивало интересы городского бюджета. Не ясно чем закончилась их тяжба, но известно, что через некоторое время бронзовые грифоны бесследно исчезли. Кто-то предполагает, что не договорившись с городскими чиновниками о конечной стоимости своей работы, мастер забрал свои скульптуры..

А кто-то уверен, что грифонов просто украли, потому что в XIX веке бронза стоила гораздо больше, чем в наши дни. Но существует и более романтическая версия о том, что эти грифоны сами покинули Санкт-Петербург. Почему? Их мог кто-то обидеть недостойным поведением или неверием. А может, они устали исполнять человеческие желания? Увы, но желания часто превращаются в капризы, а люди не хотят просить помощи вежливо и тактично..На многие года пара бронзовых грифонов была забыта. К счастью, эта история, как и всякая правильная сказка, закончилась хорошо. Уже после Великой Отечественной войны главный инженер Ленмостотреста Пётр Павлович Степнов, прогуливаясь как-то по Русскому музею, обратил внимание на картину, изображавшую Университетскую набережную рядом с Академией художеств. Вид, знакомый с детства, но что-то в нём было не так. Пётр Павлович стал вглядываться, и заметил на заднем плане нечетко прорисованные фигуры грифонов. Откуда они там взялись? Фантазия художника? Степнов, ревнитель и знаток Петербурга, не поленился и поехал «к сфинксам», спустился к воде… И вдруг, у подножия гранитной пристани увидел старые дырки от креплений. Были грифоны!

Помощнице Степнова, сотруднице реставрационных мастерских Ирине Германовне Блэк, удалось обнаружить в библиотеке Академии художеств литографию картины Воробьева, относящуюся к 40-м годам XIX века. На литографии пристань украшена бронзовыми грифонами. В 1958 году архитекторы И. Н. Бенуа и А. Е. Поляков по сохранившимся архивным документам и литографии картины художника 30-40 годов XIX века М. Н. Воробьева составили проект восстановления утраченных грифонов. Модели выполнил мастер научно-реставрационных производственных мастерских Г. Ф. Цыганов, а отливку в металле произвели литейной мастерской Академии художеств. В 1959 году скульптуры были воссозданы в первоначальном виде и установлены на гранитной скамье...Так пара грифонов вернулась на своё законное место, чтобы снова помогать влюблённым парам находить своё счастье.

Грифоны в Санкт-Петербурге

Грифоны в Санкт-Петербурге

Изображение: Яндекс Картинки

Для того чтобы желание исполнилось, влюблённым необходимо одну руку положить в пасть грифону, а другой ласково погладить его по голове. Для надежности, смотреть при этом рекомендуется на одного из сфинксов И это правильно, ведь именно сфинксы приходятся грифонам самыми ближайшими родственниками. Сфинкс в древнеегипетском искусстве — это животное с телом льва, головой человека или (реже) с головой сокола или барана. В Древнем Египте сфинкс означал живой образ. Статуи сфинксов стали атрибутом древнеегипетского искусства ещё в период Древнего царства, наиболее ранние изображают, вероятно, царицу Хетепхерес II. Одна из самых больших монолитных статуй мира — изваяние сфинкса (Большой сфинкс), которое охраняет пирамиды фараонов в Гизе.

А вот в древнегреческой мифологии было всё гораздо страшнее. Так, в древнегреческой традиции сфинкс — это чудовище женского пола! Некое существо с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка. Слово "сфинкс" с древнегреческого языка переводится как "душительница". По легенде, боги однажды послали это чудовище, чтобы наказать людей. Крылатая душительница-сфинкс (или сфинга) подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Загадка Сфинкса звучит так: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время». Ответ таков: это человек. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости — опирается на трость. После того как знаменитый герой Эдип разгадал загадку Сфинкса, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть. Но наш петербургский сфинкс из Египта, а там такие существа считались символом мудрости, а не злобными чудовищами. Поэтому не надо бояться сфинксов. Давайте посмотрим на древних сфинксов на берегу Невы. Их поза спокойна и полна достоинства. Царственно-величавые и равнодушные ко всему окружающему, сфинксы лежат, выставив вперед могучие лапы. Головы изваяний украшены традиционным головным убором - царским немесом (праздничный платок, спускающийся с затылка на плечи) и двойной короной, символизирующей власть над Верхним и Нижним Египтом. Короны вырублены из гранита отдельно и укреплены на головах статуй. Лоб до половины закрыт головным платком, который, обрамляя лицо, падает на плечи и концами свисает на грудь. (Головной платок, обязательный атрибут царской власти, всегда изображался на изваяниях сфинксов, корона же встречается крайне редко.) На лбах статуй украшение в виде приподнявшегося урея (кобры), считающегося священным животным, покровителем и защитником фараонов.

К сожалению, головы змеек отбиты на обеих статуях. Каменным ликам сфинксов древнегреческий ваятель придал портретное сходство с лицом фараона Аменхотепа III (фараона XVIII династии, жившего в 1419-1389 годах до н. э.), что подтверждается надписями на груди статуй. Широко открыты продолговатые, миндалевидные глаза сфинксов, веки же лишь обозначены кольцом рельефных тонких полосок (прием, характерный для древнеегипетского искусства). Немигающий, застывший загадочный взгляд устремлен вдаль. В углах сжатого рта таится еле уловимая улыбка, вернее, лишь намек на нее. Подбородки и покрывающие их бороды (фараоны носили накладные крашеные бородки) отбиты на обеих статуях. Тонко и тщательно моделированы уши. Гладкое округлое лицо не оживлено ни морщинкой, ни складкой, не выделен ни один мускул, и исполнено так, как предписывалось канонами придворного искусства той эпохи. На шее каждого сфинкса - широкое ожерелье из шести рядов бус. Это традиционное украшение, которое носили не только фараоны, но и их приближенные, знатные египтяне. Плечи сфинкса и часть передних лап покрывает полосатая ткань. Посередине груди в виде медальона выбит картуш, на котором высечено имя фараона, титул царя Верхнего и Нижнего Египта. Туловище сфинкса изваяно обобщенно, без детализации. Древний ваятель сосредоточил все внимание на изображении головы и лица фараона.

Сфинксы в Санкт-Петербурге

Сфинксы в Санкт-Петербурге

Изображение: Яндекс Картинки

В понятии древних египтян сфинкс мудр как человек, силен как лев. Эти качества они приписывали и фараонам, власть которых была чрезвычайно велика. Обе статуи испещрены иероглифами. Они высечены и на картушах, и на груди сфинксов, и сплошной лентой тянутся по боковым краям гранитных плит, служащих основаниями статуй. Каждый сфинкс имеет по две надписи, представляющие собой варианты титулов Аменхотепа III. Впервые полный перевод этих надписей сделал в 1913 году русский египтолог, впоследствии академик В. В. Струве. Надпись на груди и между лапами на обоих сфинксах почти одинакова: «Царь Верхнего и Нижнего Египта, Нембара. Сын Ра, Аменхотеп, правитель Фив, строитель памятников, восходящих до неба, подобно четырем столпам, несущим небесный свод». На каждом из массивных постаментов в 1843 году было высечено: «Сфинкс из Древних Фив в Египте привезен в град Святого Петра в 1832 году». Интересно, что в качестве постамента для сфинксов использован гранит, похожий на тот, из которого были сооружены сами сфинксы. Гранит для постаментов был вырублен цельным блоком в окрестностях Сиены. Высота каждого сфинкса 3,75 метра, длина - 5,43 метра, ширина - 1,78 метра, вес - 23 тонны. Полировка сфинксов была произведена при их изготовлении и до сих пор, за 35 веков, не подновлялась.

Подобных сфинксов, изображающих Аменхотепа III с двойной короной, с обилием надписей и так хорошо сохранившихся, пока больше не найдено. Поэтому петербургские сфинксы являются уникальными памятниками древнеегипетского искусства. Они воспеты не только А. Блоком и В. Брюсовым, но и И. Тургеневым:

Изжелта-серый, сверху рыхлый,

исподнизу твердый, скрипучий

песок... песок без конца, куда не

взглянешь!

И над этой песчаной пустыней,

над этим морем мертвого праха

высится громадная голова египетского

сфинкса.

Что хотят сказать эти крупные,

выпяченные губы, эти

неподвижно-расширенные,

вздернутые ноздри - и эти глаза, эти

длинные, полусонные

полувнимательные глаза под двойной

дугой высоких бровей?

А что-то хотят они!

Они даже говорят - но один лишь Эдип

умеет разрешить загадку и понять

их безмолвную речь...

И. С. Тургенев. Сфинкс, 1878

Глядя на них, нельзя не вспомнить строки стихотворения В. Иванова «Сфинксы над Невой»:

Волшба ли ночи белой приманила

Вас маревом в полон полярных див,

Два зверя - дива из стовратных Фив?

Вас бледная Изида полонила?

Какая тайна вам окаменила

Жестоких уст смеющихся извив

Полночных волн немеркнущий разлив

Вам радостней ли звезд святого Нила?

Некоторые влюблённые ради исполнения желаний стараются сесть на сфинкса верхом, но это, конечно, оскорбительно для сфинксов, которые привыкли к почтительному отношению...А так, если Вы не позволяете себе неприличных фривольностей, то можете смело беседовать с грифонами и с их родственниками сфинксами на самые откровенные темы. Конечно, не надо слишком сильно надеяться на грифонов и сфинксов, но романтические прогулки к этим существам могут помочь надёжно укрепить отношения между влюблёнными...

Сфинксы в Санкт-Петербурге

Сфинксы в Санкт-Петербурге

Изображение: Яндекс Картинки

Автор: Николай Шеляпин

Поделиться:
Мы в социальных сетях: